воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Читаем вместе с детьми

Добрый вечер, уважаемые родители!
Я приглашаю на виртуальную беседу тех мам и пап, бабушек и дедушек, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок читал быстро, выразительно, без ошибок, при этом хорошо понимая прочитанное.

Как я и обещала, сегодня я более подробно познакомлю Вас с тем, что такое антиципация.


Беседа 6
Антиципация. Учим активному восприятию

     Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения вашего ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой.

     Умение быстро антиципировать помогает не только узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам, но и «опускать» избыточную информацию, которая не несет смысловой нагрузки и не является важной для понимания сути прочитанного. Каким же образом работает это свойство мышления?

     Наверняка, вы замечали, как встречая в тексте первые слова пословицы «Утро вечера…», то дальше с легкостью могли бы продолжить, поскольку неоднократно слышали народную мудрость «Утро вечера мудренее». Наш мозг как бы «проскакивает» угаданные нами слова и выражения, не теряя на них время, а мы не растрачиваем внимание на то, что и так уже известно. Потому высокий уровень антиципации станет хорошей опорой для вашего ребенка в работе с текстовой информацией, а процесс чтения станет более динамичным и качественным.

Тренируя смысловую догадку вашего ребенка, эффективным будет придерживаться следующих этапов:
  • Антиципация букв
  • Антиципация слов и словосочетаний
  • Антиципация текста
Антиципация букв
     Ваш ребенок будет намного быстрее читать, если он с легкостью умеет распознавать буквы в их самых разных положениях и вариантах. Предлагаем вашему вниманию несколько несложных упражнений на развитие способности угадывания букв.

Упражнение 1. Попросите вашего ребенка прочесть небольшой текст удобного формата (шрифт не должен быть очень мелким) только по верхней части букв, нижнюю часть прикройте листом бумаги или линейкой. Если в каком-то месте текста ваш ребенок засомневался, не подсказывайте ему, он сам должен догадаться какая буква скрывается за преградой.
Усложненный вариант данного упражнения – чтение по нижней части букв. Но к нему можно переходить только в том случае, если ваш ребенок уже легко справляется с чтением по верхней части.

Упражнение 2. Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнение буквенных пропусков, догадываясь о значении слов. Данное задание полезно выполнять и для профилактики орфографических ошибок.
Малень__ пуши__ крол__, рыж__ хит__ лиси__, боль__ бур__ медв__, весе__ обезь__, ласк__ щен__.

Упражнение 3. Вырежьте вместе с вашим ребенком «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст, будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т. д., которые спрячут часть букв или слов.

Можно придумать и другие варианты похожих упражнений. Главное, чтобы вы, используя вспомогательные средства, усилили словесную и буквенную недостаточность текста. Тогда, читая, ваш ребенок будете вынужден прогнозировать и предвосхищать, а значит, воспринимать информацию более активно.

Антиципация слов и словосочетаний
     На данном этапе антиципация имеет большое значение не только в увеличении темпа чтения, но и в улучшении качества восприятия, удержании уже прочитанного и предвидении последующего. Умение предугадывать развивается при выполнении определенных текстовых упражнений.

Упражнение 1. Предложите вашему ребенку восстановить в тексте опущенные элементы. Например,
Над городом низко повисли снеговые _________. Вечером началась _________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл как ___________ дикий _________. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка.

Упражнение 2. Хорошим заданием для тренировки смысловой догадки будет продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений. Например,
1. Друзья познаются…
2. Любишь кататься - люби и…
3. Ахиллесова…

Упражнение 3. Попросите вашего ребенка составить текст из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста. Усложнить данное упражнение вы можете, предложив вашему ребенку дополнить текст недостающими предложениями, частями.

Антиципация текста
     Данный этап – качественно новый уровень работы с текстом, на котором ваш ребенок превращается в своеобразного соавтора. Он не просто предугадывает отдельные слова и выражения, а уже предвосхищает сюжет, мысленно пишет продолжение текста, опираясь иногда только на одно лишь заглавие. Это помогает ребенку не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.

Упражнение 1. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста. Другой вариант данного упражнения заключается в предвидении содержания и развития событий по концовке текста.

Упражнение 2. Попросите вашего ребенка самому составить текст на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.

Упражнение 3. Прочитав текст, предложить ребенку подумать, какие вопросы могут быть заданы по прочитанному.

     Работа с текстовыми упражнениями, основанными на антиципации, способствует интеллектуальному развитию вашего ребенка, более качественному и целенаправленному чтению, а также более осмысленному выполнению заданий по содержанию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...