Здравствуйте, дорогие родители!
Наверно, каждый из нас мечтает о том, чтобы его ребёнок читал быстро, без ошибок, выразительно,
при этом хорошо понимал прочитанное.
Давайте поможем нашим детям овладеть
хорошей техникой чтения.
хорошей техникой чтения.
Беседа 4.
"Немного о технике чтения"
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя:
- смысловую сторону – понимание содержания;
- техническую сторону – скорость, правильность и выразительность.
В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:
- Способ чтения: слог, слог и слово, слово;
- Скорость;
- Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах;
- Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
- Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
Показатели нормы следующие:
к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 50 слов в минуту;
к концу 2-го класса от 70 слов в минуту;
к концу 3-го класса от 90 слов в минуту;
к концу 4-го класса от 110 слов в минуту.
Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения.
Почему так важно научить ребенка быстро читать? Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала.
В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения.
Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.
Основные причины медленной скорости чтения:
- Низкий уровень оперативной памяти
- Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости
- Недостаточная практика
- Низкий объем оперативного поля зрения
- Ограниченный словарный запас
- Наличие регрессии – возвратных движений глаз
- Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция
- Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению
- Отсутствие интереса к процессу чтения
Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению:
1. Решаем проблемы с оперативной памятью
Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может. Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И. Т. Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.
2. Решаем проблемы с концентрацией внимания
При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения.
Полезно проводить следующие упражнения:
- Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа;
- Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни;
- Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью;
- Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете;
- На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы.
Частота занятий – залог успеха.
При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека – мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.
Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом.
3. Решаем проблемы с объемом оперативного зрения:
Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка – не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке.
4. Пополняем словарный запас ребенка.
Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.
5. Боремся с регрессией.
Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.
6. Развиваем артикуляционный аппарат.
Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.
7. Решаем проблему дислексии.
Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.
Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:
- Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
- С трудом запоминает даже очень короткие стихи
- Путает порядок следования дней недели, времен года
- Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
- Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
- С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
- Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
- Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок
Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:
- Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
- Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
- Дети, имеющие синдромы дефицита внимания или гиперактивности;
- Дети с задержкой развития устной речи.
8. Воспитываем интерес к книгам.
Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребёнку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию.
Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.
4. Пополняем словарный запас ребенка.
Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.
5. Боремся с регрессией.
Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.
6. Развиваем артикуляционный аппарат.
Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.
7. Решаем проблему дислексии.
Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.
Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:
- Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
- С трудом запоминает даже очень короткие стихи
- Путает порядок следования дней недели, времен года
- Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
- Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
- С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
- Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
- Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок
Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:
- Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
- Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
- Дети, имеющие синдромы дефицита внимания или гиперактивности;
- Дети с задержкой развития устной речи.
8. Воспитываем интерес к книгам.
Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребёнку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий